Как делали легендарные часы «Электроника»
Первые электронные наручные часы в СССР производили в Минске на автозаводе «Электроника». Их производили миллионами и реализовывали по всему СССР.
Первые электронные наручные часы в Минске произвели в 1974 году в особом цеху НПО «Интеграл». В следующем году организовали групповое изготовление, после начали создавать автозавод по изготовлению наручных электронных часов. В 1979 году автозавод «Электроника» стал автономным заводом.
В самые лучшие времена на автозаводе выпускали 53 модификации часов. Производили мужские, женские, детские модификации, часы-секундомеры, кулоны и часы-авторучки. Были часы стандартного выполнения, противоударные, защищенные часы, влагонепроницаемые. В определенных модификациях был календарь, будильник, секундомер.
На автозаводе «Электроника» работало около 5-и миллионов человек, было особое конструкторское бюро, монтировочные цеха, приборное и машинное изготовление.
Мощность автозавода была 6 млн часов в год. Была пора, когда мы в течение года сделали двадцать млн часов, — упоминает Александр Лазаревич.
Электронные часы должны были стать глобальным продуктом. Первые электронные наручные часы, выпущенные в Минске, — «Твист 2Б», «Поле 4» — стоили 140 руб. После расценки на наручную «Электронику» равномерно понижались: в середине 70-х часы можно было приобрести за 78 руб, в середине 80-х — за 50 руб. «Все с превеликим удовольствием покупали», — упоминает Александр Лазаревич.
Все элементы часов были «своими» — их или выпускали в Минске, или доставляли из прочих мегаполисов СССР. Кварцевый мембрана производили в городе Москва либо Ленинграде, элементы питания доставляли из Краснодара, а пьезокерамику для голосовых механизмов — из Волгограда.
Каркаса мы производили сами: стоял токарный участок автоматов, — сообщает Александр Лазаревич. — Предварительно латунная труба рубилась, затем действовала на жаркий пресс и приобретала фигуру каркаса. Следующим шагом была обработка, затем, исходя из вида напыления, каркас хромировали либо наносили покрытие иным способом.
Составляли часы так:
Предварительно на оплату «сажали» микролит, он разваривался. Подливалась оборона, проходила проверка функционирования, выпускалась установка платы индикатора в обойму. После этого магазин намеревалась, вводился элемент питания. Блок считался часами. Следующий раунд — установка в каркас, регулировка частоты, формирование бумаг, представление на Буква и обертка.
Изготовитель был должен установить на часах четкое время. Пока в «Электронике» не возникла цифровая регулировка хода, время вручную ставили сотрудники автозавода.
Часы были крайне четкими: на автозаводе достигли значения дневного хода, равновеликого 0,1 сек, в день. Это означает, что за двадцать суток часы могли отойти либо уйти вперед минимум на секунду.
Основная «фишкой» серии «Электроника 5» была функция автоматической цифровой опции хода. Можно было задать значение постоянной коррективы ко времени так, чтобы часы сами изменяли ошибку.
Часы проходили 38 типов тестов. В их числе были проверки на погодные действия (мороз и тепло), действие влажности, соляного тумана, синтетического следа, солнечной радиации, неоднократных ударов и синусоидальной пульсации. Рассматривали и пунктуальность дневного хода при различных температурах.
Противоударные часы электроника 7 должны были держать снижение с метровой высоты на жесткую плоскость, и удары особым экспериментальным молотком.
Часы подкладывали на край стола либо на подставку «лицом» к молотку. Железный маятник спускался с ускорением свободного падения и бил по плоскости плоскопараллельно. После данного потрясения часы снижались в мануфактурный мешок. Если окно оставалось целым, испытывалась трудоспособность, дневной ход, если характеристики отвечали условиям — означает изделие перенесло тестирование.
Влагонепроницаемые часы окунали под воду на глубину 10 см и на протяжении 10 секунд подвергали давлению, которое отвечало глубине погружения 50 километров.
После данного велись проверки на неимение конденсата внутри каркаса. Часы грелись до температуры 30 C на протяжении 30 секунд. После данного на окно струились жидкостью температурой 18 C. На протяжении секунды на стекле не могло создаться конденсата. Это заявляло о абсолютной водонепроницаемости.
В часы «Электроника» ставили серебряно-цинковый элемент питания СЦ-21 энергоемкостью 38 мАч. Поток употребления часов в рабочем режиме не мог превосходить 3 мкА. Энергоемкости элемента питания могло хватать на год, как правило часы служили продолжительнее. После элемент питания обменивали — и в первую очередь часы возобновляли работать без пререканий.