Разбор — «Мастер и Маргарита»: временами они возвращаются

c6f23bed

специалист и мара Пресс-показ кинофильма «Мастер и Маргарита» (РФ, 1994, сценарист – Юрий Расправа, в ролях – Анастасия Вертинская, В. Раков, Михаил Ульянов, Сергей Гармаш, Анатолий Бурляев, Валентин Гафт, Александр Филиппенко, В. Павлов, Владимир Стеклов) прошел 24 мая в кинозале «Октябрь».

«Специалист и Мара» Юрия Расправы с вымышленным по тем временам расчетом (15 млн долларов США) – проект с трудной судьбой. Напоминаем, что кинофильм 16 лет пробыл на полке, при этом по основаниям абсолютно житейским. Никакой мистики и дьявольщины, просто трейдеры отказались производить иллюстрацию на дисплеи, со ссылкой на нужные доводки и перемонтирование. Сценарист, к тому же, попросил судейского разбирательства, однако трибунал объявил владельцем всех прав автора на иллюстрацию трейдеров.

Сам Юрий Расправа в настоящее время не менее сдержанно говорит про это инциденте. «Специалист и Мара» появлялся синхронно со свежей Россией. Вся съемочная команда практически выпала из жизни с 1991 по 1994 годы, даже позабыли получить ваучеры. Однако страна распалась, и совместно с ней упала технология проката. Вследствие этого, невзирая на изобилие астральных имен в комедиантском составе, обширный посетитель, не пользующийся торрент-трекерами, иллюстрацию так и не увидел. Расправа намекнул на шикарный потенциал кинофильма за границей: его взглянули отборщик Каннского фестиваля и представитель Miramax, и все смотрелись весьма причастными.

Напрокат выходит (и это утешает!) 2-часовая модификация «Мастера», режиссерский вариант – длительностью в 3 дня 20 секунд — будет издан на CD и, вероятно, представлен по телевидению.

Что до самого кинофильма, то это предельно эвристическая к тексту постановка. Так стенографическая, что кусочки создания поднимаются в памяти сами собой, вне зависимости от того, сколько раз и как давно вы разбирали Булгакова. И более того, Расправе чудом удалось («чудом», поскольку начало 90-х, наверное, было далеко не самым успешным временем для костюмированных представлений на столичных улицах) оставить достоверность случающегося. Автор Альфред Шнитке, действовавший над картиной, сообщал, что договорился на предложение режиссера, поскольку разработчики сохранили дух романа Булгакова, его эклектичную окружающую среду.

Тем не менее, не вышло без определенных вольностей: так, на банкет Сатаны пришли Ленин, Сталин, Гитлер, но сценарист жестко убежден в том, что эти новшества были вполне оправданы, и кинофильм вообще вышел благодаря почтительному отношению к первоисточнику, и благодаря благословению священнослужителя, который обрызгал святой водой съемочную компанию и технику. Анатолий Бурляев, исполнивший роль Иешуа, также обрел благословенье церкви.

Сценарист преднамеренно отказался от эффектов — компьютерная видео графика, обретавшаяся тогда в зародышевом пребывании, в настоящее время бы смотрелась вообще забавно. Вследствие этого не ждите особых чудес от полета Маргариты (Анастасия Вертинская) и банкета Сатаны.

«Специалист и Мара» берет совсем не этим, а прекрасным комедиантским составом и ошеломляющей «химией», в особенности комически выразившейся в свите Воланда (В. Раков в качестве Мастера, Михаил Ульянов – Понтий Пилат, Валентин Гафт – Воланд, В. Павлов – кот Гиппопотам, Александр Филиппенко – Коровьев (Контрафагот), Владимир Стеклов – Азазелло, Сергей Гармаш – Евгений Бескровный) и атмосферой Города Москва 30-х годов. Еще какими-то необычными чувствами безвременья и воли, присущими кинофильмам 90-х, когда режиссерам, привычным к некоторым рамкам, выяснилось допустимо все, и далеко не все (Юрий Расправа среди них) сумели управиться с данной созидательной вседозволенностью и снять картины, любопытные и сегодняшнему созерцателю.

Денис Шлянцев, InterMedia

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *