Бензинная мечта
Можно ли на Украине не платить налоги и дремать легко? Можно, если говорить об украинском импортере бензина организации Ливела и неуплате налогов на сумму 3 млн гривен.
За непрезентабельной дверью в тишине домашнего кабинета в Полтаве не так давно делались огромные денежные средства. Тут неизвестный импортер бензина российская организация Ливела, за которой правительство, как правило не понимающее жалости к бизнесменам, вдруг оставило право не платить ни таможенные пошлины, ни акцизный сбор, за 2-ое семестр 2010 года заработала несколько миллионов грн.
Пересчитав денежные средства, работники Ливелы оставили урюпинский кабинет. «Слабый коллектив, заблаговременно рассчитались, а затем взяли пару вазонов и легко уехали», — припоминает о собственных съемщиках Татьяна Лебедева, администратор офисного центра по Первомайскому проспекту, 19. Куда ушли — неясно.
Сегодня организация Ливела, о которой известно только то, что у нее имеется несколько цветочных вазонов, контролирует 5-ю часть всего рынка Украины нефтепродуктов, который, по сведениям консультационной организации UPECО, расценивается не менее чем в 80 млн гривен. ежегодно. В итоге подобных преференций и без того рваная казна не получила несколько миллионов грн в качестве налогов и акцизных сборов.
Сегодня организация Ливела, о которой известно только то, что у нее имеется несколько цветочных вазонов, контролирует 5-ю часть всего рынка Украины нефтепродуктов, который, по сведениям консультационной организации UPECО, расценивается не менее чем в 80 млн гривен. ежегодно
По жарким следам депутатская обструкция попросила сделать следственную комиссию, чтобы выяснить бесславное дело о неслыханной щедрости госслужащих. «Данная конструкция [Ливела] ввозит без пошлины и акцизов нефтепродукты, — возмущен Анатолий Мартыненко, глава фракции НУНС. — Это очень бессовестно сейчас, когда проходит сильный рост расценок на всемирных рынках на нефть и нефтепродукты».
Антимонопольный совет Украины (АМКУ) угрожает Ливеле ужасным трибуналом. Однако нефтетрейдер не опасается ни ужасного, ни какого-нибудь иного трибунала. Организация имеет на руках решение Высочайшего админсуда о том, что ее дело прикрыто. Главные истцы, таможня и налоговая работа, согласно их заявлению, не смогли передать собственные иски. Отныне давать иски рано.
Окружающая историю с Ливелой тишь вызывает у всенародного парламентария Александра Гудымы тревогу. «Такое безмолвие и такая степень секретности вокруг данной организации может значить, что в ней — энтузиазм высочайшей власти в стране», — убежден член депутатского совета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.
Рента для соперника
Право не платить налоги и дремать легко Ливела обрела как дочернее предприятие общей украинско-польской организации Тайстра. Это предприятие вышло на Украине в дальнем 1992-м с уставным фондом всего $ 400. В те годы молодое правительство существовало без НДС и акцизов. Первым трейдерам в российскую экономику гарантировалась оборона их инвестиций от существенных перемен в налоговом законодательстве.
Фискальные льготы должны были действовать до 2002 года. Однако вышло так, что работают они до сегодняшнего дня. В 2010-м прошло 4 трибунала. В конечном итоге Высший админсуд оставил за Ливелой право жить за пределами налогов. Безналоговый порядок дает организации большую фору: стоимость на ее горючее на тридцать процентов ниже, чем у соперников.
Нефтетрейдер не опасается ни ужасного, ни какого-нибудь иного трибунала. Организация имеет на руках решение Высочайшего админсуда о том, что ее дело прикрыто.
По сведениям начальника консультационной компании А-95 Сергея Куюна, за прошедшие 4 месяца работы Ливела ввезла около 0,5 млрд т нефти еще около 1 млрд т ясных нефтепродуктов, дизтоплива, другими словами более 10% от всего сезонного топливного импорта, при этом не оплатив ни цента акцизов и налогов.
Специалист UPECO Александр Сиренко сообщает Журналисту, что в итоге группового вброса поощрительного бензина на рынок страны весной минувшего года оптовые расценки за тонну уменьшились на 200 гривен. Данный удар по российским изготовителям был обалденным.
В начале октября 2010-го Лисичанский нефтеперерабатывающий автозавод незамедлительно понизил размер изготовления, Одесский, Дрогобычский и Надворнянский НПЗ деятельность почти закончили. «На фоне того размера доступных нефтепродуктов, который без налогов на Украину импортирует Ливела, все выработки российских нефтезаводов просто блекнут», — подчеркивает Гудыма.
«На фоне того размера доступных нефтепродуктов, который без налогов на Украину импортирует Ливела, все выработки российских нефтезаводов просто блекнут», — подчеркивает Гудыма.
Синхронно с украинскими переработчиками о выдавливании из топливного рынка сообщили и международные инвесторы — английская организация Shell и румынская Ромпетрол Украина. Заключительные, со слов Сиренко, ощутимо уменьшили поставки бензина, в связи с тем что стоимость их топлива с уплатой акцизов и налогов стала безнадежный на рынке Украины.
АМКУ, Гостаможня и специалисты посчитали утраты расчета от неуплаты налогов — около 3 млн гривен. Это в два раза больше, чем сезонный госбюджет всей Полтавской области, где и располагалась небольшая Ливела. «Фактически эти денежные средства и есть чей-то доход в данном бизнес-проекте», — убежден Куюн.
Чьих станешь?
Говоря о Ливеле, собеседники Журналиста постоянно упоминают всенародного парламентария от Партии районов Владимира Зубика. По их мнению, как раз он имеет прямое отношение к работе безналоговых импортеров. Сам Зубик окончательно опровергает собственную причастность к топливному бизнесу, уточняя, что заключительный раз ввозил газ 8 лет тому назад.
Специалисты Зубику не доверяют. «Это полностью его», — говорит Журналисту вице-президент организации Соединение операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук.
В роли довода профессионалы и специалисты упоминают, что главный директор Тайстры (исходной организации Ливелы) Иван Павлишин синхронно считается учредителем организации Лотус-Инвест вместе с сестрой супруги Зубика еще одним его родным — Андреем Зубиком.
В случае если парламентарий Зубик и позабыл вкус нефтедолларов, то довольно много ближайших ему людей в данной области — собственные люди
Другой брат парламентария, Роман Зубик, в 2010-м числился начальником организации Орион-экспорт, которая в начале апреля минувшего года подписала с госпредприятием Укрзалізничпостач 2 контракта на поставку дизтоплива на совместную суму 300 млрд гривен.
Другими словами в случае если парламентарий Зубик и позабыл вкус нефтедолларов, то довольно много ближайших ему людей в данной области — собственные люди. Журналист послал на депутатскую почту Зубика несколько запросов, чтобы регионал разъяснил картину. В ответ — тишь. Коллеги Зубика из российского конгресса, предоставили Журналисту один знаменитый им номер смартфона разыскиваемого парламентария. Однако данный номер не обслуживается.
Геннадий Москвич, заместитель главы совета по вопросам войны с оргпреступностью и коррупцией, Зубика, который считается в данном же комитете, со слов самого же Москаля, не видел весьма давно, вернее, никогда в жизни.
Очевидным подтверждением того, что в работе Ливелы заинтересованы на самым хорошем уровне, служит тишь вокруг бесславной организации.
В то же самое время расспрошенные Журналистом специалисты колеблются, что неизвестный депутат-регионал — конечный бенефициар моделей безналоговой поставки бензина на Украину. Гудыма представляет, что благодетелем модели считается один из российских олигархов либо кто-то из вершины российской власти. «Кто из них как раз держит организацию под наблюдением, не заявлю, — говорит он. — Однако ноги развиваются как раз оттуда».
При этом, со слов Куюна, очевидным подтверждением того, что в работе Ливелы заинтересованы на самым хорошем уровне, служит тишь вокруг бесславной организации. «То, что соперничающие компании власти — [Дмитрий] Фирташ, [Андрей] Клюев, [Николай] Азаров, [Ринат] Ахметов — не клюют 1 иного за Ливелу, обозначает то, что данная организация имеет собственные истоки где-то весьма низко, — рассуждает специалист. — Лично я такой спокойствия не замечал давно».
Коллега Гудымы, парламентарий, захотевший остаться неназванным, в числе благодетелей Ливелы именует первого вице-премьер-министра Клюева, который в правительстве регионалов наблюдает топливно-энергетический комплекс.
Народный парламентарий Сергей Пашинский, экс-советник по вопросам ТЭК в Кабмине Юлии Тимошенко, которого часть БЮТ предложила в участники депутатской следственной комиссии по делу Ливелы, заявляет, что возникновение компаний-оптимизаторов — фирменный сигнал государственных команд регионалов.
У Клюева, как и предполагалось, все связи с делом Ливелы отторгают. «Про это рассказывают те профессионалы, которым было надо завлечь внимание к неприятности, и они сваливают различные фамилии», — убеждает Артем Петренко, пресс-аташе первого вице-премьера.
Все-таки народный парламентарий Сергей Пашинский, экс-советник по вопросам ТЭК в Кабмине Юлии Тимошенко, которого часть БЮТ предложила в участники депутатской следственной комиссии по делу Ливелы, заявляет, что возникновение компаний-оптимизаторов — фирменный сигнал государственных команд регионалов.
«Когда-то я занимался такой обстановкой вокруг Кременчугского НПЗ, и я вам заявлю, что такие организации это далеко не изобретение правительства Азарова, — говорит депутат. — Они просто обновили те модели, которые работали при правительстве [Виктора] Януковича еще 2006-2007 году, и тогда расчет также недополучил 2 млн гривен.».
Ливела навеки
Отыскать Ливелу и поговорить с ее управлением сложно: оно съехало с места собственной полтавской дислокации. После организации, вертящей миллионами, осталось лишь несколько пустопорожних картонных папок и пыль в непрезентабельном офисе, куда может вместиться около 10-ти работников.
Собственный свежий адрес Ливела, со слов администратора офисного центра, никому не оставила. О призрачности организации рассказывают и в Министерстве бензина и энергетики. Со слов Бородина, начальника департамента газовой, нефтяной и нефтеперерабатывающей индустрии Минтопэнерго, такой импортер нефтепродуктов, как Ливела, не входит в экспертно-аналитическую компанию ведомства, и он сам никогда в жизни с Ливелой не встречался.
«Эти ребята из группы «бизонов» [так называют организации, имеющие право безналогового импорта продукции по наименованию одной из них] — они выплыли, 6 месяцев потрудились и где-то исчезли», — говорит о образе работы организации Бородин.
«Эти ребята из группы «бизонов» [так называют организации, имеющие право безналогового импорта продукции по наименованию одной из них] — они выплыли, 6 месяцев потрудились и где-то исчезли», — говорит о образе работы организации Бородин.
Разобраться с Ливелой постарались депутаты. Народный парламентарий Мужественный Яценюк стал организатором образования временной следственной комиссии связанным с безналогового импорта. Его почин приглянулся не многим парламентариям. Со слов Яценюка, фракции, входящие в коалицию, — коммунисты и партийцы Владимира Литвина — так и не выставили собственных участников для участия в изучении по Ливеле.
«Это делается для того, чтобы притупить голосование по образованию временной следственной комиссии», — поделился собственными подозрениями с Журналистом экс-спикер конгресса.
С ним согласен Косянчук: «Неужели можно разрешить такой вариант, чтобы кто-то получал без уплаты налогов тысячи млн долларов США и чтобы про это не могли знать на самом вершине?».
Преференции организации предохранены Высочайшим админсудом, распоряжением которого решение Харьковского апелляционного трибунала о законности ввоза организацией нефти и нефтепродуктов без уплаты акциза и НДС брошено в силе.
Собеседники Журналиста уверены: исчезнувшая из поля зрения Ливела себя еще покажет. В первую очередь потому, что преференции организации предохранены Высочайшим админсудом, распоряжением которого решение Харьковского апелляционного трибунала о законности ввоза организацией нефти и нефтепродуктов без уплаты акциза и НДС брошено в силе. Что обеспечивает предельную безопасность и обжалованию не пригодно.
С чередом судейских побед Ливелы не сумели ничего сделать ни таможенники, ни налоговики. Заключительные даже посетовали Журналисту, что их не осведомили о конце апелляционных слушаний в Харьковском суде.
В Энергетической областной таможне (департамент Федеральной таможенного контроля, занимающийся таможенным оформлением носителей) на запрос Журналиста, отчего иск таможенников к Ливеле так и не попал в трибунал, приняли решение не отвечать. Москвич убежден, что такой поворот событий неслучаен. «В подобных схемах всегда были замешаны и суды, и таможня — так как такие организации без благословения власти сделать нельзя», — полагает депутат.
В любом случае, в истории с Ливелой обозначается свежий поворот. Как уточнили Журналисту в комитете по вопросам топливно-энергетического комплекса Североамериканской коммерческой палаты, в середине минувшего года, кроме нефтепродуктов, Ливела начала ввозить и алкоголь. Также без уплаты акцизов. В то же самое время в АМКУ Журналисту обещали к апрелю разобраться с прерогативами организации.
Поэтому депутатский скептик Гудыма припоминает картину с состоятельным человеком Фирташем. Предприниматель за длинный период сосредоточил в собственных руках около 70% химотрасли. «Неужели тогда кто-то что-нибудь из АМКУ заявил? — вопрошает Гудыма. — Вот и в настоящее время не ожидайте».
***
Данный источник размещен в №11 издания Журналист от 25 мая 2011 года. Перепечатка публикаций издания Журналист запрещена.